Немецкие рабочие лагеря
В рабочих лагерях и бараках проходило почти всё время жизни остарбайтера в Германии. О том, как они выглядели, можно судить по подборке «лагерных» фотографий из архива Мемориала
Рабочие лагеря (Arbeitslager) были наиболее распространённым местом жизни остарбайтеров. Это могли быть как специально выстроенные для этой цели лагеря, так и просто переоборудованные для жизни подсобные помещения при фабриках. Из-за того, что лагеря могли иметь самое разнообразное подчинение и форму делопроизводства, их список до сих пор не выявлен. Самая подробная на сегодняшний день карта лагерей размещена на сайте «Германия — памятник»
В «Мемориале» хранится около 400 тысяч писем бывших остарбайтеров, пришедших нам в 1990-1991 годах. Среди них есть и те, в которые авторы вложили фотографии, сделанные в Германии и сохранившиеся в семейных архивах. Такие письма ещё в 1990-х было объединены в «спецхран». Его оцифровкой мы с помощью добровольцев занимались этой осенью и зимой. Среди фотографий немало тех, что были сделаны в трудовых лагерях.
Фотографии — это парадная память. На фотографиях осты выглядят так, как хотели бы выглядеть, или хотели бы быть увиденными родными. Большую роль в выборе ракурса и мимики играли и люди по другую сторону фотоаппарата: охранники, приглашённые администрацией фотографы, иногда — другие работники. Поэтому фотография — сложный для интерпретации источник. В какой степени подборка отражает реальные воспоминания, можно понять, углубившись в рубрику «Рабочие лагеря» нашего архива интервью.
Правила жизни «рабочей силы с бывших советских территорий» в Германии были определены «Общими установлениями» (20.02.1942): «Для отделения рабочей силы с бывших советских территорий от немецкого населения она должна содержаться в закрытых барачных лагерях, обнесённых соответствующими этой задаче ограждениями. По возможности ограждения должны быть снабжены колючей проволокой. В тех случаях, когда это невозможно (например, в сельском хозяйстве), места пребывания должны запираться на ключ и быть под наблюдением».
Колючая проволока становится неотъемлемой частью ландшафта. Осты делают «парадные» фото, не замечая её.
Классический вид рабочего лагеря — линии одинаковых деревянных щитовых бараков. Архитектура их размещения не была подчинена цели тотального контроля обитателей минимальными силами, как это было в концлагерях. Главной задачей промышленников, обустраивавших лагеря, было добиться минимально приемлемых (по немецким стандартам) условий жизни при максимальной экономии.
Из «Общих установлений»: «Рабочая сила с бывших советских территорий может тратить время в основном для осуществления порученной им на предприятиях работы. Свободное время проводится в пределах лагеря». Это свободное время тратилось на гигиенические процедуры, карты, почту. Силами остов некоторые лагеря благоустраивались и приобретали почти открыточный вид.
Удивительную ухоженность некоторых трудовых лагерей (в сочетании с тюремным обликом) отмечали и наши респонденты.
Антонина Прохоровна Максина
О рабочем лагере «Вальцверк» (г. Виссен)
Ну, огорожено колючей проволокой, всё огорожено колючей проволокой… Вниз там два барака было, там были западные украинцы, которые близко были к советской границе. А нас поместили в новые, совершенно новые бараки. Вымощено, мы же осенью приехали, цветочки посажены, уже всё ухожено… Подробнее
Главный тип лагерных фотографий, хранящихся у нас в архиве — это групповые фотографии, сделанные в свободное время специально для отправки домой. Копия такой фотографии выдавалась каждому из изображённых. Поэтому у нас немало дубликатов.
Главный маршрут обитателя трудового лагеря — от бараков на предприятие и обратно. Есть фотография, запечатлевшая это шествие. Можно обратить внимание на одинаковую одежду, деревянные башмаки и традиционную пометку «это я».
«Интерьерные» фотографии спальных и столовых бараков — большая редкость. По понятным причинам осты стремились фотографироваться снаружи. Однако из правил есть исключения.
Все респонденты отмечают, что главным требованием со стороны администрации к остам была чистота внутри бараков. Разумеется, многое оставалось невидимым.
Вера Семёновна Дергачёва
О постелях и клопах
Там мы были в одном бараке. Постели не было никакой, ну, в общем, общая, как постель. И в головах доска прибита… Но подушек не было. В одежде мы так и спали все. А потом построили бараки поменьше. И там кровати были с дерева, двухъярусные. И вот нас перевели, не всех, а выбрали часть и поместили в этом бараке. Прошло некоторое время, а у нас клопы. Видно, мы их с того барака занесли. Ну ладно. Что ж с ними делать? Воевать с ними, значит, надо, чтобы все видели, все знали. А нам нельзя, нас опять туда, в тот барак. Подробнее
Трудовые лагеря становились жутковатым, но домом для остов. Здесь люди жили, отсюда ходили на работу, здесь справляли праздники, находили возлюбленных. Иногда здесь же праздновали свадьбы и рожали детей.
С определённой долей юмора лагерный художник превратил барак на поздравительной открытке в античный храм.
Никита Ломакин