Нашивка Ост
Отличительной чертой внешности остарбайтеров была синяя нашивка с буквами OST на груди. Требования к её размеру и наличию на протяжении войны неоднократно менялось. Некоторым даже позволялось спороть этот опознавательный знак. Как выглядели люди с нашивкой — в подборке фотографий из архива Мемориала.
Рисунок, размер и цвета нашивки OST были определены одновременно с решением о массовом ввозе рабочей силы из оккупированных районов СССР («Общие указанания о вербовке и использовании рабочей силы с востока»). Сине-белая нашивка 87*80 мм должна была крепиться на груди.
Нашивку выдавали, как правило, в распределительном лагере — сразу по прибытии в Германию. Первое время отношение к ним со стороны немецкой администрации было очень серьёзным. За отсутствие нашивки могли оштрафовать хозяина, сами вынужденные мигранты рисковали оказаться в штрафном лагере.
Анна Одинокова
рассказывает о «бирже труда» во Франкуферте-на-Майне
Дали нашивку. В общем, вот такой вот клочочек, вот такой вот клочок ткани, голубой, тоненький, и на нем белыми написано — «OST». По-немецки… по латыни. И это, значит, велено нам было нашить на грудь, носить на груди. Вот. И что? Начали посту…приходить гражданские немцы. И смотрю, почти… Значит, чё-то пишут там, выбирают среди нас, кого выбрали — там запишут, и вот уезж… и уходят, и уходят, и уходят. Все ушли, остались мы, только я и вот эта Паша. Подробнее
Нашивка воспринималась как способ унизить человека, показать его неполноценность. Однако со временем обстановка менялась. Нередко наши респонденты говорят о том, что носить нашивку ближе к концу войны было необязательно. Изменения в отношении к опознавательным знакам напрямую связаны с общим «потеплением» в отношении к восточным рабочим после Сталинградского сражения.
В «парадных» фотографиях, присылаемых из Германии родственникам, можно встретить как людей с нашивками, так и без них: специально для фотосессии восточные рабочие нередко брали «хозяйскую» или присланную из дома парадную одежду.
На этой фотографии, датировку которой нам установить не удалось, изображены три женщины, работающие на кухне. На груди у них — заметная издалека нашивка.
Фотография из архива Ивана Михайловича Кметюка, который работал в Австрии (г.Санкт-Пельтен) в отряде на очистке речки Трайзен. На ней отчётливо виден след на месте споротой нашивки.
Судя по подборке писем из мемориальского архива, популярным жанром были групповые фотографии остов. В этом случае знак становился символом принадлежности к уже сплоченной группе — населению трудового лагеря, барака.