Устная история военнопленных
и остарбайтеров

Сколько всего было остов и военнопленных?

Точных цифр нет до сих пор. По документам Нюрнбергских процессов с территории СССР за годы войны было вывезено 4 млн 979 тыс. человек гражданского населения. Оценки числа советских военнопленных, оказавшихся в немецких лагерях на принудительных работах, колеблются от 2 млн до 3,1 млн. Существуют и одномоментные оценки пребывания советских граждан в Германии. Так, в сентябре 1944 из почти 6 млн иностранцев, обслуживавших экономику Германии, 2,4 млн были выходцами из СССР.

Всего на территории Третьего Рейха (Германия и аннексированные территории) за время войны трудилось почти 13,5 миллионов иностранных рабочих. Эта цифра включает в себя как обычных работников, свезённых (или добровольно приехавших) в Германию, так и военнопленных. Число гражданских, занятых на принудительных работах, тоже известно — в общей сумме это 8,435 миллионов человек.

Официальные данные о числе советских военнопленных, предоставляемые разными странами, до сих пор отличаются. Германия сообщает о 5,27 миллионах человек, Россия — о 4,559 миллионах. Массовое использование пленников в качестве рабочей силы началось лишь весной 1942 года, некоторую статистику можно восстановить по немецким источникам. Максимальное число советских военнопленных, единовременно занятых на работах в Третьем Рейхе, было в январе 1945 года — 972 388 человек (М. Шпёрер и Й. Флейшхакер). Исследовательские оценки общего количества военнопленных, так или иначе работавших в Германии, относительно непротиворечивы и составляют 1,95 миллиона человек. Некоторые авторы, впрочем, называют и большие цифры.

Сложнее ситуация обстоит с оценкой общего числа угнанных в Германию гражданских из Советского Союза. Традиционная для российской историографии цифра основана на материалах Нюрнбергского процесса: 4,978 миллионов человек (Нюрнбергский процесс. Сборник материалов. Т. 1. М., 1954. С. 56). В её основе лежат подсчёты Чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и статистика, полученная в фильтрационных лагерях. Павел Полян, один из исследователей проблемы, говорит 5,4–5,5 миллионах перемещенных гражданских лиц. Современные оценки в западной историографии несколько меньше: 3,125 миллиона человек. Эта цифра базируется главным образом на немецких документах. Как утверждают авторы последнего статистического исследования (М. Шпёрер и Й. Флейшхакер), они учли те случаи, в которых один человек мог «раздваиваться» в официальных отчётах: например, взятый в плен красноармеец был переведён на положение остарбайтера или попавшиеся после побега от хозяина осты называли себя другой фамилией. Таким образом в литературе количество остарбайтеров оценивается от 3,125 миллионов до 5,5 миллионов человек.

В связи с колоссальным расхождениями в основной цифре — количестве остов — довольно трудно определить соотношение людей, угнанных из разных частей СССР. Статистика в белорусской и украинской литературе по теме базируется главным образом на советских источниках. Согласно этим традициям, из Белоруссии было угнано 399 374 человека (Г. Д. Кнатько, В. И. Адамушко и др.), из Украины — от 2,2 до 2,4 миллионов человек (Т. Пастушенко). Вычислить процент нам не удастся. Но и из этих цифр понятно, что большинство остарбайтеров — это жители Украины (причём по большей части более заселённых центральных и восточных областей).

Ещё один неоднозначный вопрос относительно гражданских работников Третьего рейха — это количество невозвращенцев, то есть тех, кто предпочли остаться после войны в западных странах и смогли осуществить эту затею. В этих оценках царит настоящий хаос. По понятным причинам советская историография воздерживалась от прямых оценок. Однако разница между официальными цифрами угнанных и вернувшихся на 1947 год позволяет примерно назвать это количество. Так, в Белоруссию не вернулось более 170 тысяч человек, в Украину — до 1 миллиона человек. Простое вычитание не учитывает фактора смертности среди остов в Германии (кстати, небольшой) и людей, отправленных из советских фильтрационных лагерей на принудительные работы вдали от дома и в лагеря ГУЛАГа. В конце 1980-х два западных исследователя этой проблемы (В. Якобмейер и М. Эллиот) назвали намного более скромную цифру невозвращенцев — около 285 тысяч человек. Она представляется, конечно, более близкой к реальности.

Библиография:

Нюрнбергский процесс. Сборник материалов. Т. 1. М., 1954; Jacobmeyer W. Vom Zwangsarbeiter zum heimatslosen Ausländer. DieDisplaced Persons in Westdeutschland 1945–1951. Göttingen, 1985; Herbert U. Fremdarbeiter. Politik und Praxis des „Ausländer-Einsatzes“ in der Kriegswirtschaft des Dritten Reiches. Berlin/Bonn, 1985; Eliott M. Soviet Military collaborators during World War II // Ukraine During World War II. History and its Aftermath / Ed. By Yu. Boshuk. Edompton, 1986. P. 89–104; Полян П. Жертвы двух диктатур. Остарбайтеры и военнопленные в Третьем рейхе и их репатриация. М., 1996; Белорусские остарбайтеры: ист.-аналит. исслед. / Г.Д.Кнатько, В.И.Адамушко, Н.А.Бондаренко,В.Д.Сепеменев; Под ред. Г.Д.Кнатько. Минск, 2001; Spoerer M., Fleischhacker J. Forced Laborers in Nazi Germany: Categories, Numbers,and Survivors // Journal of Interdisciplinary History. 2002. Vol. 33. No 2. P. 169-204; Spoerer M., Fleischhacker J. The Compensation of Nazi Germany's ForcedLabourers: Demographic Findings and Political Implications // PopulationStudies. 2002. Vol. 56. No. 1. P. 5-21; Hitlers Sklaven / Hrsg. von A. von Plato, A. Leh, Chr. Thonfeld. Wien, 2008; Пастушенко Т. Остарбайтери з Київщини: вербування, примусова праця, репатріація(1942–1953). Київ, 2009; Пастушенко Т.Українські примусові робітники в Райху: скільки їх було?

Никита Ломакин

Следующая статья: